Тактические шутеры как жанр с момента своего появления в девяностых прошли огромный путь. Чего мы только не видели за эти годы! Была и революционная Rainbow Six, в которой приходилось координировать и заранее планировать действия нескольких отрядов спецназа, и медленная, напряженная Ghost Recon, где главным навыком было умение заметить врага раньше, чем он заметит вас, и ее логическое продолжение — Ghost Recon: Advanced Warfighter, авторы которой попытались представить, как на самом деле будет выглядеть война в ближайшем будущем. Короче говоря, жанр не стоял на месте, а постоянно развивался. Но в этом шторме новых идей сохранялся как минимум один островок стабильности. Или, точнее, стагнации. SOCOM — название не новое. Тем, кто девять лет назад играл на PlayStation 2, эта игра должна быть хорошо знакома как совершившая небольшую революцию в консольном мультиплеере. Несмотря на ограничения имевшихся в то время технологий и сравнительно слабое распространение широкополосного Интернета вообще, разработчики SOCOM: U.S. Navy SEALs сумели создать приставочную игру, которая умело использовала онлайн и позволяла сражаться между собой игрокам из разных точек земного шара. Сейчас все без исключения консоли подключаются к Интернету без лишнего шаманства, поэтому важность совершенного разработчиками прорыва оценить может быть сложно, но в 2002 году на той же PS2 практически не существовало игр, в которых в принципе имелся бы онлайновый мультиплеер. В остальном это был убийственно серьезный и в меру реалистичный — как большинство тактических шутеров — боевик про американских «морских котиков», сражающихся с терроризмом. Всего за год до этого случилось 11 сентября, так что тема была остроактуальная.
Сегодня очередная (официально — четвертая) часть сериала SOCOM смотрится сущим динозавром, будто прошло не девять, а девять миллионов лет. Неумолимая эволюция до неузнаваемости изменила тактические шутеры, сделав их умнее, быстрее, увлекательнее. Ну а что же SOCOM?
Разработчики SOCOM раз за разом сочиняют выдуманные военные истории, в центр которых помещают различные американские и европейские спецподразделения. Но иногда реальность ни в чем не уступает выдумке — как, например, знаменитое столкновение в Сомали в октябре 1993 года.
Вы, возможно, с ходу не припомните, о чем идет речь, но наверняка слышали эту историю — по крайней мере ее чуть приукрашенную версию. И не только слышали, но и видели. Потому что по ее мотивам в 2001 году сняли фильм «Падение «Черного ястреба».
В 1993-м американские войска под эгидой ООН занялись обеспечением безопасности гуманитарных грузов, поступающих в Сомали. Помощь стране была нужна хоть кровь из носу. В Сомали свирепствовал голод, а поскольку страну раздирала гражданская война, биться за урожай было попросту некому и некогда — все были заняты тем, что бились за жизнь.
3 октября несколько групп «морских котиков» выдвинулись с базы в Могадишо с целью захватить командиров одной из враждующих группировок. Вопреки ожиданиям, солдаты натолкнулись на жесточайшее сопротивление — гораздо более серьезное, чем во время предыдущих вылазок. Тем не менее цели были взяты в плен и уже погружены в грузовики, когда выстрелом из гранатомета был сбит один из вертолетов поддержки. Через некоторое время за ним последовал второй. Выжившие пытались обороняться, но не сдержали натиска и были перебиты — все, кроме одного из пилотов, которого взяли в плен.
После этого американцы несколько раз пытались добраться до сбитых машин, чтобы хотя бы собрать тела убитых, но всякий раз вынуждены были отступить из-за шквального огня. В конце концов, при поддержке пакистанских танков и малазийских БМП, «котикам» удалось выполнить задание. Считается, что это сражение было самым ожесточенным в американской военной практике со времен Вьетнама. США потеряли 17 человек убитыми, еще более сотни бойцов получили ранения. Правда, потери с сомалийской стороны были еще кошмарнее — по некоторым оценкам, за неполные сутки было убито около тысячи повстанцев.
|